Пушкин и Крым в картинах Айвазовского

Пушкин и Крым в картинах Айвазовского


«Прощание А.С. Пушкина с морем (в соавторстве с Ильей Репиным)»
«Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку», – так прокомментировал свою роль в создании этой картины Илья Репин. Правда, следует признать, что такие характеристики были вообще в стиле Репина – он очень восторженно отзывался об окружающих и весьма уничижительно о своих «скромных дарованиях», такой характер. Впрочем, это ничуть не умаляет достоинств действительно дивного моря, однако и к фигуре не будем столь строги, как автор ее.

В 1880 году Айвазовский пишет романтическую картину «А. С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал».
Поэт вместе с младшим Раевским часто прогуливался вдоль побережья, по узкой тропе поднимался верхом на вершину Аю-Дага, подплывал на лодке к живописным пещерам, выдолбленным прибоем у мыса Суук-Су. Один из гротов теперь именуется Пушкинским. Такое же название носит и скала над ним, ранее она называлась Мыс Ява.

На картине Айвазовский изобразил Пушкина, любующегося лунной крымской ночью. Свет полной луны отражается в морских волнах, сверкая в них серебристой дорожкой. Нежные, чуть розоватые облака проплывают над мысом Аю-Даг, касаясь каменной спины застывшего исполина.

«Пушкин на берегу моря» — картина Ивана Айвазовского, написанная в 1887 году. В 1836 году на одной из выставок в Санкт-Петербурге юный художник Айвазовский познакомился с мастером пера Александром Сергеевичем Пушкиным. Айвазовский всегда восхищался творчеством поэта, высоко ценил его талант, а после личной встречи Пушкин стал источником вдохновения для художника. В 1880 году Айвазовский даже создал цикл работ, посвященных Пушкину.

«А. С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца» была написана Айвазовским в 1899. Это еще один шедевр мастера кисти. Огромные горы, морская стихия и солнце. Пушкин лишь часть этого огромного мира. Он снимает шляпу. Художник Айвазовский и Пушкин изображенный на Ай Петри восхищаются природой.

Необыкновенно изображены деревья, переходящие дальше в лес. Видны силуэты стволов и крон деревьев, стоящих ближе, но они как — будто в тумане, идущем с гор. Лишь два одиноких дерева, у которых остановился Пушкин, озаренные жаром рассвета, четко видны. Скалы мягкие, будто воздушные. Нет крутых обрывов, острых углов, все округлое. Море несравнимо в своем великолепии. Огромные волны вдали, и тишь да гладь у берега. Небо! Вот Оно – восхитительное небо! И чудо восходящего солнца.

Пушкин поражен этой могущественной красотой. Его друг будто не видит ее, он даже и не смотрит. Лошадь его серовато-коричневого цвета, возможно, как и его душа. Поэт верхом на белом жеребце заворожено глядит в величие природы.

Цвета и тона необыкновенные, и опять все сливается, перетекает, все едино. В голубой, серый, белый, зеленый оттенки окрашены скалы и море. Они присутствуют и по краям неба. Солнце яркое желтое. Оно уже поднялось. Солнечная дорога простирается к берегу. Может она указывает путь, по которому должно идти человечество – к солнцу, к свету. Выделяется, но гармонично вписываются в окружающий пейзаж зеленый и коричнево – алый цвет деревьев на переднем плане.


© 2024 Активный отдых в Крыму yaltacrimea.ru
Крым