Вокзалы почти отремонтированы, новые пути прокладываются, однако железнодорожная инфраструктура полуострова требует еще много денег и времени.
Корреспондент РИА Новости Крым проделал путь, который с декабря начнут совершать поезда «федерального» значения с пассажирами.
Остряково и точка разъезда
Электричка Симферополь-Джанкой в будний день пустая – в вагоне человек десять. В Крыму по старой привычке такие составы из электровоза и вагонов с жесткими сидениями называют «собаками». Традиционно по вагонам снуют продавцы, предлагая дешевые китайские товары и напитки. Проводники их меланхолично игнорируют, мол, проезд оплатили, и ладно.

Первая крупная станция «Остряково» — в 25 минутах от Симферополя. Здание вокзала недавно отремонтировано, лавочки на перроне выкрашены. Зал ожидания небольшой, но чистый. Почти сразу за зданием — одна из центральных улиц поселка, на ней свежий асфальт. Местные смеются «прогресс и до нас дошел». Тут же — большинство магазинов и кафе. Бизнес здесь зависит от железнодорожного сообщения, поскольку доставить товар в село гораздо проще именно поездами.

Глава администрации Гвардейского Игорь Чичкин считает, что при планировании дороги стоило учитывать опыт СССР. «Здесь можно было бы создать дублер центрального вокзала в Симферополе. Такие планы были еще в СССР. Это бы сильно повлияло на развитие инфраструктуры поселка: крупная станция с автовокзалом «, — говорит он.

Автовокзала в селе нет, автобусы высаживают пассажиров на остановках, конечной станцией считается небольшая площадка за забором вокзала. Вместе с тем, по словам Чичкина, частные инвесторы хотят построить в селе грузовой хаб. Именно отсюда расходятся пути на Симферополь, на запад на Евпаторию, на север на Джанкой. Именно сюда удобнее будет доставлять грузы, чтобы затем развозить их автотранспортом по полуострову.
А глава администрации надеется, что проект еще создаст рабочие места и пополнит бюджет поселения.
От «Остряково» до Джанкоя
От «Остряково» до Джанкоя — города почти на самом севере Крыма — на электричке добираться чуть больше часа, несмотря на то, что состав делает остановки на каждой станции. Остановки – буквально в полях, однако пассажиропоток довольно шустрый – это самый легкий и дешевый добраться до ближайших сел.

В Джанкое поезд проезжает мимо центрального вокзала и сразу идет на междугородний. Пассажиры заранее выстраиваются у выходов. Глава администрации Джанкоя Эдуард Селиванов говорит, что к запуску железнодорожного сообщения вокзал готов: «здание в полном порядке, чистое, отремонтированное, для безопасности предприняты все необходимые меры».
Он добавляет, что с начала железнодорожной блокады в 2014 году Джанкой сохранил коллектив станции, и он остался работоспособным, что важно, потому что для Джанкоя железная дорога – «мать-кормилица».
«Поступления — одни из самых больших в структуре нашего бюджета, — поясняет Селиванов. – Мы как никто заинтересованы в возобновлении нормального железнодорожного сообщения».

Сегодня же через Джанкой ходит всего один поезд до Москвы, небольшие составы до Керчи и Феодосии и электрички на Симферополь. Для туристов, которые дальше поедут на курорты западного Крыма, например, в Стерегущее, отремонтированы гостиницы и автовокзал. Отсюда добираться – ближе, чем от Симферополя.

На «мухе» в Феодосию Следующий отрезок – Джанкой-Феодосия.
Вот здесь и начинается самое интересное… На перрон пригородного вокзала прибывает «муха» – состав, состоящий из маневрового тепловоза и двух-трех вагонов. В нашем случае – два плацкарта. Дальше железная дорога не электрифицирована, поэтому состав тянет старенький тепловоз. Пассажиры спешат занять нижние полки и желательно не боковые.

Поезд отправляется на восток – в Феодосию. Единственная колея дублируется только на станциях и возле «карманов» – путях для разъезда поездов. Ехать почти три часа, много станций, много остановок. Для сравнения – на машине два часа. Однообразная картина за окном, параллельно идущая колея чуть разбавляет фон из чахлых лесопосадок, однако скоро исчезает и она…

Феодосия. Вокзал отремонтирован, огражден, правда, в заборе есть брешь, ведущая к пандусу. Через нее к поезду просачиваются встречающие, обходя средства безопасности, расположенные в здании вокзала. Однако видно, что работы еще не закончены.
«Мы уже прорабатываем дороги к вокзалу, ставим указатели, рассматриваем элементы благоустройства на прилегающей территории, а также определяем парковочные места. Не забыли и о доступной среде. В городе разрабатывается также новый автобусный маршрут, чтобы людям было удобнее приезжать на вокзал», — рассказывает начальник управления городского хозяйства и природопользования Михаил Басловяк.

В Керчи еще строят
Утром поезд, такая же «муха», отправляется в Керчь. В пути – 3 часа 15 минут. Из них 35 минут во Владиславовке – перевалочной станции. До нее – полчаса.
Тут тоже сделан ремонт. Но единственный туалет находится за станцией и выглядит так, как будто пережил прямую бомбардировку.

Тепловоз перецепляется «в хвост» и берет курс на Керчь. Дорога все так же не электрифицирована. Вокруг стандартные пейзажи восточного Крыма. Колея все еще одна.
Параллельные пути появляются лишь на станции перед Керчью, в Багерово. Здесь полным ходом идут строительные работы, прокладывают вторую колею, устанавливают столбы для электропоездов, возводят новые здания. Это связано с тем, что станция соединяет железнодорожную сеть полуострова с Крымским мостом.

Центральный вокзал Керчи. Чистый и ухоженный. Заборов вокруг нет совсем. Это связано с тем, что после запуска железнодорожного сообщения через мост этот вокзал использоваться почти не будет – сюда будут приходить только электрички.
«Поезда будут приходить на новую станцию «Керчь Южная», которая еще строится. Мы разрабатываем автобусные маршруты к ней. Кроме того, заказали новые автобусы», — рассказал РИА Новости Крым глава администрации города Сергей Бороздин.
В Керчи надеются, что туристы будут «оседать» в городе на отдых или хотя бы на ночь, прежде чем поехать дальше. «Мы понимаем, что туристы приедут без автомобилей, поэтому помогаем отельерам, которые планируют расширить номерной фонд», — говорит Бороздин.
Не на дрезине, но почти
«Бросок» по железнодорожным путям Крыма заканчивается тут. Прямой электрички Симферополь – Керчь нет, добраться до самого восточного города Крыма из столицы получится только с пересадкой в Джанкое. Почему? От Джанкоя до Керчи дорога не электрифицирована, вагоны тянет тепловоз. Сегодня – медленно и печально, однако с запуском сообщения с «материком» ситуацию обещают исправить. Каким образом? Новые составы, отремонтированные пути.

Эксперты говорят, что там можно будет разогнаться до 80-90 км/час, а не ползти, как сегодня. Таким образом, вместо сегодняшних 9-10 часов, которые необходимы, чтобы добраться от Керчи до Симферополя, пассажиры будут тратить 4 — 4,5. «Это уже гуманно», — резюмировал один из специалистов, вовлеченных в проект.
Без прямых путей и пока с «карманами»
Действительно, одно дело романтическая туристическая прогулка на троллейбусе Симферополь-Ялта длительностью 2,5-3 часа и другое дело – 10 часов по Крыму после суток в пути из Москвы или Петербурга. Если удастся сократить время до четырех или чуть более часов – это уже другое дело. Однако все равно от Керчи придется сначала «подниматься» на север к Джанкою и потом «спускаться»к Симферополю, то есть проезжать едва не половину Крыма.
Почему было решено не прокладывать дорогу напрямую? «Расчеты велись, но было принято решение о нецелесообразности», — рассказал РИА Новости Крым председатель Ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов Анатолий Цуркин.
Идею прямого сообщения отбросили еще в 2018 году, когда стало ясно, что проект выходит очень дорогим за счет рельефа и необходимости строительства вокзала в Белогорске, где его никогда не было.
«Коридор, который рассматривался, проходит от Феодосии в сторону Белогорска, — говорит Цуркин, — а там есть, пусть небольшие, но горные массивы. Для железной дороги максимальный уклон спуска и подъема – 4 градуса. Соответственно, было бы необходимо бурить тоннели, делать выемку горных пород, а это требует огромных финансовых затрат. Кроме того, нужно было бы строить вокзал в Белогорске».
До сих пор не очень понятен объем пассажиропотока между Крымом и остальной Россией. Если грузовое сообщение может сделать жизнь крымчан проще — возможно, ускорит доставку грузов на полуостров и позволит провозить большие объемы, чем автотранспортом, — то число людей, готовых провести в поезде более 30, а то и 40 часов, прогнозировать трудно.
Есть и чисто технические сложности, которые всегда возникают на начальном этапе запуска подобных масштабных проектов. Дело в том, что пока четыре десятка пар пассажирских поездов в сутки не подъемны. Хотя в дальнейшем это возможно.
Подобная ситуация сейчас на берегу Балтийского моря, где разрабатывается проект, который расширит путь к портам на участке Мга-Кириши-Будогощь. Это – дальний подход к порту Усть-Луга (морской торговый порт в Ленобласти). Там эксперты столкнулись с похожей проблемой – участок полностью не электрифицирован, плюс одноколейка. На данный момент пропускная способность железной дороги в том районе – 5 поездов в сутки, планируется – 45. Но для этого необходим второй путь, капремонт действующего полотна и строительство новых пассажирских платформ.
«Не все участки после Крымского моста позволят пропустить 44 пары пассажирских поездов в сутки. Рано или поздно мы получим полноценные и электрифицированные два пути. Сроки пока сложно назвать», — пояснил Цуркин.
Много перевозчиков
Еще один вопрос – кто будет возить? Для железнодорожного сообщения Крыма с материком создается специальный перевозчик. РЖД «останавливается» перед мостом, чтобы не попасть под санкции, дальше составы «перехватывает» Крымская железная дорога. На ней – тяга, то есть локомотивы, пути и вокзалы. Еще будет компания, обеспечивающая поезда вагонами. Она же будет отчислять средства за прохождение по путям и аренду локомотивов. Для продажи билетов компания, видимо, заключит договор с Федеральной пассажирской компанией.
«Сам перевозчик тоже российский, он независим от санкций, — говорит Цуркин. — Ему уже переданы в аренду железнодорожные вагоны, в большинстве – новые, в том числе двухэтажные. Локомотивы тоже будут заменены. Крымские железнодорожники, насколько я знаю, уже получили новый подвижной состав».
Затем локомотивы возьмут и грузоперевозки, но позже, летом. На то, по словам эксперта, есть причины.
«Грузовое сообщение отложено, поскольку каждое транспортное сооружение должно отработать в режиме щадящих нагрузок. Так же было с Крымским мостом: сначала запустили легковые автомобили, через полгода – грузовые. Кроме того, речь идет от транспортной безопасности: пассажирские поезда легко проверить, а для грузовых необходимы специальные досмотровые комплексы», — рассказал Цуркин.
РИА Крым Автор, фото: Владислав Сергиенко
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.