Правительство разрешило ввозить в Россию некоторые лекарства, которые пока не зарегистрированы в нашей стране, но очень нужны для лечения тяжелых форм эпилепсии, онкологических заболеваний, при оказании паллиативной помощи. В утвержденный список вошли, в частности, диазепам, мидазолам, клобазам, лоразепам, фенобарбитал.
Все лекарства — из ряда подпадающих под особые правила, поскольку содержат наркотические и психотропные компоненты. Именно поэтому матери больных детей, которые не могли добыть нужных препаратов в России (потому что в стране они не зарегистрированы и, следовательно, не продаются) покупали их за рубежом. В результате — ряд громких историй, когда несколько матерей были задержаны правоохранителями и едва не попали за решетку. Общественный резонанс помог: в правительстве было принято принципиальное решение сделать эти препараты доступными для лечения в России. Были внесены необходимые поправки в ряд федеральных законов, в результате с 1 марта стало можно ввозить эти лекарства в Россию, исполняя при этом определенные правила.
Основное условие ввоза незарегистрированных в России лекарств — они должны быть назначены по жизненным показаниям конкретного больного или группы пациентов.
В Минздраве уточнили, что это первый нормативный правовой акт, разрешающий ввоз сразу группы препаратов, а не какого-то одного. «Приказ поможет убрать существующие препоны в получении пациентами необходимых им лекарств, что в свою очередь позволит повысить качество их жизни», — заключили в министерстве.
Вступивший в силу приказ не бессрочный: он будет действовать до 31 декабря 2023 года. За это время, как поясняли в министерстве, должен быть решен вопрос с регистрацией зарубежных медикаментов или их производством в России.
Представители благотворительных фондов, помогающих тяжелобольным и умирающим, решение поддерживают. Но отмечают — это лишь первый шаг в цепочке действий, которые сделают необходимую помощь доступной.
Это пока только «окно», чтобы легально ввозить фризиум, диазепам и другие препараты в Россию и не иметь риска наказания, отметила заместитель директора детского хосписа «Дом с маяком» Лидия Мониава.
«На самом деле надо, чтобы фризиум, диазепам, сабрил и другие противосудорожные препараты были доступны в нашей стране для пациентов бесплатно (за счет государства, а не самих пациентов) и чтобы их можно было получить в аптеке в день назначения», — считает Мониава. Сейчас же родителям больного ребенка приходится пару месяцев собирать документы, делать визу и ехать самим за ними в Европу.
Когда летом и осенью прошлого года произошли резонансные случаи с задержанием женщин при получении незаконно на тот момент ввезенных лекарств, в Минздраве пообещали провести переговоры с производителем фризиума и инициировать регистрацию препарата в России.
«Если препарат зарегистрирован в стране, его можно будет купить в любой аптеке по рецепту. И только это будет решением проблемы», — заключила Лидия Мониава.
Источник: rg.ru Текст: Ирина Невинная